Обратная связь
Карта сайта
Каталог сайтов
 
 
Контакты Встреча с Православием Отзывы Нужна помощь
 
Главная » Богослужения » Проповеди » О вере и ее роли в жизни человека

О вере и ее роли в жизни человека

отец АвгустинИногда общая дискуссия может оказаться полезной для всех. Как-то я предложил аудитории высказаться, сформулировать свое представление о вере. И одна женщина сказала, что на определенном этапе жизни, когда был прожит не один десяток лет, она вдруг осознала, что чего-то в ее жизни не хватает, ощутила, что топчется на одном месте и не знает, куда идти. Знает, что надо что-то менять, но не знает что. И вот, придя однажды в храм, она вдруг поняла, что именно надо менять, ей открылось видение дальнейшей жизни, и стало легче. Она нашла ответы на мучившие вопросы. Так вот, эта внутренняя потребность – это и есть начало веры.

Можно поставить вопрос по-другому: а зачем, вообще, верить? Как вера сказывается на человеке? Ведь сегодня все мы достаточно практичные люди и если что-то делаем, то сразу задумываемся: а зачем это нужно?

Но, оказывается, вопрос веры сопряжен с другим очень важным вопросом: зачем живет человек? И только когда мы начинаем задумываться о смысле и цели своей жизни, возникает очень много вопросов, начинает ощущаться пустота и бессмысленность всего, что он делает. Когда читаешь мемуары или переписку какого-нибудь русского писателя, часто встречаются размышления о том, что жизнь бесцельна и пуста. То есть, прожив определенный отрезок времени, будучи уже зрелыми людьми, они вдруг в дневниках или письмах пишут такое! Какую же жизнь люди прожили, какие обстоятельства подтолкнули их к таким выводам?.


КАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ ЛЮДИ ПРИХОДЯТ К ВЕРЕ?
Есть случаи, когда это происходит от внутренней потребности, от жажды Бога – сердце начинает Его искать. Но есть и другой путь, наверное, самый простой и понятный: он кратко выражен в пословице «гром не грянет – мужик не перекрестится». То есть, поиск начинается, когда что-то рушится в нашей жизни, здоровье серьезно ухудшается, и когда уже нет надежды на какую-либо человеческую помощь – тогда человек прибегает к Богу.

Один престарелый батюшка рассказывал мне свои воспоминания о войне. В юности он два года воевал в армии Рокоссовского. Мы о многом говорили, и уже в конце беседы он сказал: «Как ни странно, от солдата до генерала – ни одного коммуниста в окопах не видел, призывов к Марксу и Ленину не слышал. Но когда мы попадали в селение, где был хоть какой-нибудь, пусть и разрушенный, храм, все солдаты старались в него зайти. Удивительно: там ни крыши, ни окон, а заходили и молились как в действующем!» Так что к вере мы часто приходим, когда чувствуем угрозу нашему существованию, когда боимся. Отчасти, это детская психология. Когда ребенок начинает быть самостоятельным, когда идет становление его психики, самоутверждение, он как-то старается дистанцироваться от родителей. Но как только что-то случится, сразу бежит к ним за помощью.

Человек приходит к Богу также, когда не может смириться со своей кончиной, своим концом на земле. Он начинает искать цель и смысл жизни, и приходит к Богу как к Первопричине мира, как к Творцу, как к бесконечному и вечному. Узнает вдруг, что назначение человека – это вечная жизнь. Ведь душа ищет разумного, высокого и вечного – вера заложена в человеке. Как высказался один из древних философов, Иустин Философ, живший в I-м веке нашей эры, душа по природе совей - христианка. Христианка потому, что в ней заложены божественные принципы, а именно: стремление к чистоте, свету, справедливости, любви – есть же в человеке все эти высокие устремления!

Расскажу еще одну живую историю. Сейчас этот человек уже священник. А когда пришел из армии, не знал, куда себя деть. Ему было тогда 24 года, устроился на работу, но при этом в свободное время пил, гулял, и ничего не устраивало его в жизни, повсюду чувствовал пустоту. По его собственному признанию, жизнь была для него не интересна. Однажды он шел «под шафе» мимо храма и подумал, зайду-ка. Тем более хотелось погреться: мелкий дождь, сильный ветер... Зашел. Услышал, что кто-то читает, осмотрелся, оказалось, бабушки. Постоял, постоял и понял, что же глодало все эти годы. Здесь ему стало приятно, перестало ощущаться какое-то чувство внутреннего голода. «Я не знаю, – говорит, – что со мной стало. Я пошел вперед, и, не понимаю, откуда взялась смелость, может, просто оттого, что был нетрезв…». Вышел вперед, заметил батюшку, и позвал его: «Можно вас?» «Можно, – отвечает, – что вы хотите?» И он сказал, что хочет работать в храме, и на его удивление батюшка дал свое согласие. Он такой счастливый вышел из храма! Потом еще удивлялся, как это батюшка не отреагировал на его запах. Так и начал ходить в храм. И тут, после того, как он сходил в храм, с ним случился удивительный эпизод: он вдруг заболел, и заболел настолько сильно, что попал в больницу. И вот, в полутонком сне он видит перед собой огромную, как Гулливер по сравнению с ним, фигуру Христа. И он на Него смотрит: где-то в высоте Его лицо, и от Него исходит такая любовь и такое тепло, и благословляющая над ним десница (это было незадолго до поступления в семинарию). «И вдруг, ощутив тепло, я стал удаляться, попадать в какое-то серое пространство. И чем больше я удалялся от Христа, тем страшнее мучило меня чувство невероятного одиночества. И вдруг я попал в те глубины, в то место, где тотально отсутствует свет. Но не сплошной мрак, когда вообще ничего не видишь, нет! А когда все более или менее видно, но все серое, так как света там нет. И там такое одиночество!» Потом он стал опять подниматься наверх во сне. И в этот момент в больнице он пришел в себя. Случившееся с ним поразило его на всю жизнь. Вот что он испытал! Господь дал ему реально ощутить, что такое жизнь вне божественной сферы бытия, какое страдание и ощущение одиночества это приносит человеку.

У этого молодого человека оказалась просто феноменальная память. Буквально через полгода он уже знал Богослужение наизусть. Вначале его на два месяца взяли сторожем, потом перевели в пономари, и вот однажды он решился поехать поступать в семинарию, хотя был уверен, что не поступит. На собеседовании с профессорами ему задали дополнительный вопрос: «А вы что-нибудь читали из христианской литературы?». Он ответил: «Да, немножко». Его попросили перечислить, что именно. И он перечислил: «Читал Апостольские послания, Евангелие, само собой, Библию читал, мужей апостольских, отцов великих каппадокийцев, средневековых отцов читал…» Тогда его начали расспрашивать, что он знает о том, да об этом, и, в конце концов, сказали: «Хорошо! Вы сдали экзамен!» Он ликует: «Ой, спасибо. Я поступил?» Ему отвечают: «Да, вы только что сдали экзамены за первый курс семинарии!» Таким образом, его зачислили сразу на второй курс. А ведь шел поступать, сомневаясь, примут ли его вообще.

Потом он стал священником. Сейчас служит игуменом в одном из приходов во Владимирской епархии. А ведь этот человек, как сейчас принято говорить, из неблагополучной семьи. Мама вела беспорядочный образ жизни, даже папу своего толком не знал… Вот такая поразительная судьба. Так нас Господь призывает. И если сердце готово воспринять, то Господь придет к человеку, откроется ему.

«СКУЧНО ЖИТЬ!»
Еще один пример приведу. У Чехова есть замечательная повесть «Степь». По этой повести Сергей Бондарчук снял одноименный фильм. И, надо сказать, гениально снял, сейчас таких фильмов не показывают. А смысл такой: артель молодых людей перевозит лен для мануфактур. Они долго едут целым обозом, и в какой-то момент к ним подключается батюшка, отец Христофор - сельский священник, такой же простой, как и они, но в отличие от них всегда улыбается, всегда добродушный и ласковый. И вот, оказались они все в одном обозе. Батюшка вставал утром, молился, читал по молитвослову 103-й псалом: «Дивна дела Твоя, Господи! Вся премудростию сотворил еси!» И в повести чудесно показано, как все они едут по русской равнине и кругом - красота! В фильме же показали просто потрясающую природу на фоне молитвы батюшки. И настолько все это естественно выглядело, будто батюшка не молился, а разговаривал с Богом. Молодые люди, ехавшие в обозе, вели разные беседы, разговаривали о смысле жизни, и вроде касались вопроса о Боге, но они не очень-то верующими были. И в конечном итоге в фильме показывается эпизод: бежит молодой человек по полю среди всей этой красоты, к небу воздевает руки и кричит: «Скучно жить!»

Вот такую пустоту, бесцельность и муку люди ощущают без Бога. И сколько тепла и насыщенности присутствует в жизни человека поистине верующего, Чехов смог гениально отразить, а второй гениальный человек - Сергей Бондарчук - еще лучше экранизировал.

Эту иллюстрацию я привел, чтобы в очередной раз показать, от чего люди приходят к Богу: без Него жить скучно. Настоящие цель и назначение человека – вечная жизнь. Творец создал человека, чтобы он жил вечно, для вечной радости и блага. Бог сам есть любовь и благо. Один мужчина меня как-то спросил о предназначении человеческой жизни, он переживал где-то внутри и не мог найти ответа. И когда я ему объяснил, он очень обрадовался: «Какое счастье! И как это правильно задумано!»

ПРИЧИНА СОЗДАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Часто мы ищем удовольствий или, на языке церковном, блаженств. А ведь Господь сотворил в отношении человека две вещи: Он, во-первых, создал его вечным, и, во-вторых, создал для блаженства. Вы только представьте, как любит Бог! Какова была первопричина создания человека - ведь Бог не нуждался в нас с вами? Он вседовольный, всеведущий, бесконечный - для чего Он нас создал? Это похоже на человеческое стремление иметь детей. Для чего люди хотят иметь детей, разве они в них нуждаются? Наоборот, дети нуждаются в родителях. И ухаживать за родителями сразу после своего рождения они не смогут - наоборот, мы за ними будем ухаживать. Объяснение, почему люди хотят иметь детей, дал один православный философ: для реализации любви. Человек хочет любить. Некоторые любят детей еще до того, как они появились, любят как бы «в проекте». Так вот, единственная причина, по которой Господь сотворил нас – это Его собственная благость. Он - благой, и Он захотел, чтобы кто-то еще испытывал такую же благость, радость от жизни. Вот Он и сделал человека вечным. И тут тоже можно столкнуться с удивительной вещью: Бог человека не придумывал. Это мы, когда творим, придумываем: телегу, машину, велосипед или что-нибудь еще, а Бог не придумывает. Это парадоксально. Дело в том, что слово «придумать» значит, что когда-то о том не думал и не знал, как сделать, а потом думал-думал и додумался. А Бог, поскольку Он существо всезнающее, придумывать не может: Он уже все знает.

Еще один вопрос напрашивается сам собой: если человек любит другого, что самое большее он может ему дать? Конечно, не что-то из мирских вещей, а часть себя. Вот и Бог, любя человека, творит его по Своему образу и подобию. Бог вечен, и Он дает возможность вечной жизни нам. Бог – бесконечный разум, и человеку Он дает возможность бесконечного совершенствования своего разума. Бог обладает волей и свободой, и Он дает эти волю и свободу нам. И это же как нужно любить, чтобы создав человека, наградить его всеми теми же свойствами, которыми Сам обладаешь!

УНИКАЛЬНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА
Между прочим, такое представление о человеке есть только в христианстве. В конфуцианстве или буддизме бог никого и ничего не творит. Мы появляемся в мире случайно, и не исключено, что в следующей жизни будем животным, растением или кусочком чего-нибудь. На востоке нет личного Бога, там пантеизм, все непонятно и случайно. Будде, например, пришлось 500 с лишним раз перевоплощаться, прежде чем он стал Буддой. Интересно, как все это можно было вообще запомнить, и куда бы он попал, если бы жил в наше время, начни он рассказывать о своих перевоплощениях…

Удивительная история случилась несколько лет назад в московском онкологическом центре. Как-то доктор пригласил православного психолога и попросил посмотреть одного человека. Он назвал его «духовным пациентом» и не знал, можно ли его лечить, ведь по лечебному протоколу сумасшедших лечить нельзя, а доктор никак не мог разобраться, кто этот человек на самом деле. У пациента был рак почки, и после разговора с психологом оказалось, что он нормальный, здравомыслящий человек, всю жизнь занимавшийся буддизмом. У него были учителя в Индии, а в России он был первым, кто основал школу Йог. У него были сотни учеников, черный пояс по карате – то есть, по сути, это очень увлеченный человек, глубоко знающий тему буддизма. Беседы с психологом повторились еще несколько раз, и он удивительным образом стал понимать, что очень близко к его миропониманию и буддизму вообще стоит исихазм. Это православное аскетическое учение: «исихея» значит «молчание», то есть через молчание человек начинает созерцать Бога. А у буддистов именно созерцание ставится в основу. Тот человек многое прочитал и переосмыслил, а потом сказал, что хочет креститься. От его решения все были в некотором шоке. А после крещения он пришел к ученикам и рассказал, что теперь он христианин, и объяснил почему. В итоге все его многочисленные ученики также крестились. К сожалению, он все-таки умер - но умер по-христиански. Господь открылся ищущему человеку! То есть, если человека мучает вопрос о вечности, цели, смысле жизни, тогда человек приходит к вере.

Однако, и вера может быть абстрактна для человека. А если она абстрактна, то это не вера. Живая, христианская вера познается опытно, и тогда уже странным покажется вопрос: «А вы верите в Бога?» Задать такой вопрос христианину все равно, что спросить у физика, «верите ли вы в торричеллиеву пустоту». Да он просто скажет вам: «Я не верю, а знаю, что она есть!» То есть от веры приходит знание. Когда человек получает опыт переживания Бога, тогда уже вера становится больше, чем просто верой, она становится знанием, уверенностью.

Вера не такое простое понятие. Она включает в себя и знание Бога, и доверие Ему (ведь мы вверяем Богу свою судьбу), однако, вера это еще и таинство. В Церкви вера понимается именно как тайна, таинство. В ней всегда присутствует некая таинственность, все происходит как бы под завесой, ведь таинство переживания Бога сугубо и сакраментально для человека. Бог и человек общаются лично. И вот это общение человека с Богом дает особенный опыт ощущения и переживания Бога, который становится исключительно личным опытом. И передать этот опыт практически невозможно.

Позволю себе привести тут некоторое сравнение. Вы знаете, что каждый человек имеет опыт земной любви, и он тоже сакраментален, передать его также невозможно. Даже опыт любви к своим детям передать невозможно – ребенок его не поймет. Или опыт влюбленности: влюбленный человек может рассчитывать на истинное сочувствие не у того, кто когда-то любил, а того, кто сейчас любит. И, говоря о вере как о Таинстве, нужно отметить, что это опыт личной встречи человека с Богом. И Бог каждого призывает к личному богообщению. Этот опыт меняет человека очень сильно, делая его счастливым. В этом осуществляется замысел Божий о человеке.

ЛЮБОВЬ И СВОБОДА – ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ БЫТИЯ
Бог дал нам свободу идти к Нему или идти от Него, желать любить или не желать любить. «Почему Христос сам не придет?», - скажете вы. Но даже из нашего маленького жизненного опыта мы можем понять, что если самому навязываться, это не оценят, и, тем более, это недостойно Бога.

Подлинные чувства и подлинные взаимоотношения могут быть только тогда, когда они основаны на свободной воле. Бог нас сделал свободными. Мы по своей воле можем делать подобных себе людей, и они тоже будут вечными. Человек рождается, и он уже вечный, уничтожить его нельзя – вот какое доверие оказал нам Бог! Бог создавал мир как отражение Своих свойств. И очень важно понять отношение Бога к миру.

Он пришел в мир не просто так! Потребовался Его приход сюда в образе человека, чтобы изменить мир. И поскольку мир – отражение божественных свойств или осуществление этих свойств, то потребовалось, чтобы Бог, любя этот мир, пришел не нарушить его порядок или его свободу, но пришел (причем, самым скромным образом – сыном плотника), чтобы показать любовь, спасти человечество любовью. Любовь – это истинная красота, потому что она жертвенна и бескорыстна. А как можно в наивысшей мере доказать человеку, что ты его по-настоящему любишь? Отдать за него жизнь.

Так вот, Бог показывает нам пример жертвенной любви, спасает любовью мир и предлагает ее нам, говоря, что мир может спастись только одним – любовью, потому что Бог в своем существе есть любовь. Мир должен жить в любви, любовь спасет мир, любовь как бесконечное благо – вот это основные принципы бытия мира. И все, что отходит от этого принципа, ввергает человечество или человека в существование вне сферы божественного бытия, в невероятную бессмыслицу и терзающее одиночество.

ЧИСТЫЕ СЕРДЦЕМ
Интересно, что даже высказывание, противоположное принципам божественной жизни, безумно. Поэтому и сказал автор Псалтири еще 3 тысячи лет назад такую фразу: «Рече безумец в сердце своем: несть Бог» - то есть, нет Бога. Тут важно, что безумец рече это в сердце своем. 99% наших действий и поступков обусловлены устремлениями нашей души или сердца, а не ума. Любит человек что-то или кого-то – все делает и организует в соответствии с тем, что он желает сердцем. Желает развратной жизни – устраивает все и в этом направлении, используя свой ум. То есть ум – это инструмент, он сам по себе ни плохой, ни хороший.

В Евангелии есть такие слова, что из сердца исходят все злые и добрые мысли. И тут может возникнуть вопрос: что же такое сердце и какова его функция, если Евангелие придает ему такое значение? Никто не станет отрицать, что внутри человека есть некий центр. Исходя же из христианской антропологии, сознанием обладает именно душа. И тот таинственный центр, которым является сердце, также является органом богопознания и боговидения. Сердце способно видеть и чувствовать, оно тоже обладает зрением, об этом свидетельствует вся история человечества. И как важно нам очистить свое сердце, чтобы оно имело зрение!

Бог видится не двумя телесными очами, но видится глазами сердца. И чтобы Его увидеть, необходимо некоторое условие: нужно иметь чистое сердце. Вот почему так важно воспитывать детей в этом духе, духе благочестия. Смысл воспитания и заключается в том, чтобы научить человека бороться с тем, что исходит из его сердца, чтобы сердце не ослепло, а наоборот – открылись его глаза, и человек увидел Бога. Сердце обладает зрением – и это одна из важнейших тайн, которая открыта человеку.

Это немного объясняет и тот факт, что некоторые люди говорят, будто не видят, не чувствуют и не могут ощутить Бога: просто у них нет этого органа чувств (ведь как не рассказывай слепому, что такое желтый цвет, он никогда не поймет). Эту способность, как и многие другие, можно заглушить. И есть же еще наследственность.

Так, дети воспринимают не только биологическую наследственность, им передаются также качества души родителей, дедушек и бабушек. Например, если папа и мама музыканты, то у ребенка может оказаться хороший голос и прекрасный слух. То же самое можно сказать и в отношении душевных качеств. К примеру, дедушке было присуще такое качество души, как самопревозношение, тогда и внук может родиться с подобным качеством. Меня как-то поразил один 4-летний ребенок: рученьки маленькие, тоненькие, но в каждой – по два бублика. И когда я его попросил угостить меня, он отказал. Более того, чуть позже выкинул один бублик, но так и не поделился. И спрашивается: откуда это в ребенке? Или другой пример. Как-то наблюдал такую картину: двухлетний мальчишка оказался в комнате с грудной девочкой. Он долго стоял над ней и наблюдал. Вдруг девочка заплакала, но мальчуган не растерялся и предложил ей свою соску. Та ее выплюнула, он же, подняв соску, полез целовать и успокаивать плаксу. Два года ребенку, а уже понимает, что поцелуем можно успокоить! Попал в трудную ситуацию и самостоятельно принял меры. Я был этим очень удивлен. Видите, какая разная наследственность. И каким человеком надо быть, чтобы душевная наследственность не оказалась очень тяжелой!

ИСКУССТВО ЖИТЬ
Похожая ситуация складывается и с верой. Это величайший Божий дар, так говорит святоотеческая литература. Получаем мы эти дар и благодать, в том числе, через Крещение. Однако, как всякий дар, его можно растратить или загубить. Беда в том, что мы в большинстве своем живем, как придется, а ведь есть искусство бытия.

В искусство бытия человека входит большой комплекс составляющих, среди которых и педагогика, и самовоспитание таким образом и по тем правилам, которые делают сердце зрячим. Цель искусства бытия состоит в том, чтобы увидеть реального Бога. Он здесь реально существует, просто наши сердца сделались неспособными это видеть, замутнились, как могут замутниться хрусталики глаза. Искусство жить происходит от имени Одного Богочеловека и называется христианством. Вы знаете, кто основатель этого направления - Сам Господь. И Он дает свою благодать тем, кто пытается научиться этому искусству. А научиться ему очень непросто, но Бог любит нас, поэтому оказывает нам помощь, и эта помощь называется благодатной. Для того, чтобы человек мог ее получать, Господь учредил Церковь. «Церковь», в переводе с греческого, это собрание верующих, община. Поскольку собрание верующих происходит в храме, то и храм называют церковью, в переносном смысле.

В Церкви, в этой общине, живет посылаемая Богом благодать, которую называют Святым Духом. Первое собрание верующих было на Тайной вечере, тогда же было установлено и таинство Евхаристии. Чуть позже, в день вознесения, Господь сказал ученикам: «Будьте в Иерусалиме. Я пошлю вам Духа, Который вас наставит и сделает вас Церковью». И день, когда эта апостольская община получила с Божией Матерью Святого Духа, и есть день рождения Церкви. Именно Святой Дух входит в сердца и делает людей единым целым, единым организмом. В Духе Святом люди имеют единое устремление, единое устроение души и сердца. А выражается это в том, что каждый считает высшим приятным делом сделать что-то полезное для другого, и от этого испытывает невероятное наслаждение. Это подобно тому, когда человек любит кого-то и от любви хочет служить, и в этом служении ощущает и получает наслаждение и благо.

Таким образом, что же такое Церковь? Это единство духа всех людей общины, вот что делает церковь - Церковью. Это живой организм, и потому, если люди направят свою волю к чему-то другому, решат разойтись, то Церковь может перестать быть таковой. Формально, возможно, и будет существовать, но внутреннее состояние будет нарушено. Божий Дух приходит туда, где есть несколько очень важных условий: истинность, доверие и искренность. Когда люди в церковь приходят, не лукавя (то есть, не ради корыстных соображений, а ради того, чтобы послужить), когда не притворяются и не ведут напускную жизнь. И тогда пусть даже два или три человека соберутся – между ними Христос, между ними Дух Святой.

МИР БЕЗ ЛЮБВИ
Сейчас мир постепенно отпадает от божественной любви, от божественных принципов жизни, он ввергает себя в катастрофу, и в конечном итоге придет к собственному самоуничтожению. Потому что противоположность любви – это зло. А что такое зло, когда оно доходит до высшей своей степени? Это когда человек от злобы желает самоуничтожения, собственного ухода в небытие. Бог создал человека, призвал его из небытия к бытию, а человек хочет уйти в небытие. То есть не хочет быть вечным, бунтует. Это состояние похоже на состояние других существ, которые существуют рядом с нами в параллельном нам мире – духов злобы. Но вне Бога существовать невозможно. Или же это существование будет сопряжено с великими страданиями. Исторический период человечества – 5 тысяч лет. Сейчас у нас 7516 год от сотворения мира. В 70-х годах прошлого века историки подсчитали, что за пять тысяч лет было пятнадцать тысяч воин! И сегодня войны идут, не прекращаясь. Получается, на земле ни одного года не прошло без войны. При этом «за мир во всем мире» - самый большой лозунг, к которому человечество стремилось все эти годы! И все эти тысячелетия оно стремилось к справедливому переустройству мира, но, получается, путем более 15-ти тысяч войн… В каком же безумии должно находиться человечество! Разыгрываются страшные трагедии, уничтожаются десятки миллионов жизней, и все для того, чтобы правильно построить общество и разумно выстроить этот мир. Но насколько нужно быть безумным миру, чтобы ради этого устраивать кровавые бойни и изуверские пытки! Придумываются теории, политические, экономические, социальные законы, как должно общество жить, развиваться, но никому и в голову не приходит, что нужно подумать о Том, Кто замыслил этот мир. Вспомнить, чего Он хотел, создавая его. Может, нам лучше вернуться к тем законам, которые были вложены в мир его Творцом, открыть их и понять для чего человек существует, и как действительно правильно в нем существовать.



 

Православный календарь



Фото месяца

Мать и дитя

Мать и дитя


Как получить пользу от духовника    Чистая правда о православных священниках

молитвы, молитвослов, акафисты, псалтирь   Православная энциклопедия

http://www.elohovosobor.ru/sites/default/files/pixelart2.gif Школа Звонарей. Колокола, обучение, звонари

группа сайтов ПЕРЕЖИТЬ.РУ Яндекс.Метрика

Введите ваш запрос для начала поиска.