Обратная связь
Карта сайта
Каталог сайтов
 
 
Контакты Встреча с Православием Отзывы Нужна помощь
 
Главная » Богослужения » Проповеди » О праздновании Нового года

О праздновании Нового года, понятиях времени и вечности

отец АвгустинДорогие Братья и Сестры! В этот Новогодний молебен я хочу обратиться к вам и попытаться разъяснить несколько моментов, касающихся празднования Нового года.

Существует мнение, что Новый год – это языческий праздник, и что нам, христианам, не стоит его отмечать. В церковной среде можно услышать укоры в адрес того, кто все же отмечает его.

Дорогие мои, хочу сказать, что Господь не против обычных человеческих установлений, если они не нарушают благочестие. Новый год может быть языческим праздником только для того, кто его празднует по-язычески. Нам  же, дорогие братья и сестры, уместно было бы наполнить его христианским смыслом. И в этот вечер, в эту новогоднюю ночь с благодарением обратиться к Богу, поразмыслив над своей судьбой и над прожитым годом. Если мы будем смотреть на свою судьбу, страну, людей, окружающих нас, с точки зрения Промысла Божьего, с точки зрения нашей христианской жизни, будем осмысливать все по-христиански, то очень много поучительного можно будет для себя извлечь и понять. Это прежде всего то, что целью христианской жизни является соединение со Христом.

Но давайте задумаемся, как мы прожили год? Много ли мы сделали для того, чтобы приблизиться ко Христу? Часто ли Христос и Его Дух приходили в наши души? Мы выполняли свои обязанности по дому, часто ходили в храм, участвовали в церковных таинствах, но стали ли мы ближе ко Христу, а Христос к нам? Я думаю, на эти вопросы каждый сам должен для себя ответить, ведь это один их критериев христианской жизни.

Нужно также вспомнить и то, что Бог по своему замыслу каждого из нас призвал из небытия к бытию и, оказав  нам величайшее доверие, создав этот мир, время и нас, Он вручил это тварное время в наше распоряжение. Кстати, категория времени весьма таинственна. Сложно до конца понять,  что это такое, что это за миг между прошлым и будущим, откуда он течет и куда уходит. Время вручено нам, но как мы им распоряжаемся? Время нам дано, чтобы мы сами, своим произволением служили делу своего возрождения, осознали себя существами падшими. Используя это время, познавая себя, мы должны прийти к Врачу- Христу. Вот для чего нам дано это время. Но как часто мы расходуем его попусту, а ведь нужно понять, что время ограничено.

Был такой момент в истории мира, когда времени не было, но потом Бог его создал. Как важно понять христианскому сознанию и каждому из нас, что время конечно, а соответственно жизнь наша тоже конечна. Понимание этого, кстати, является критерием зрелости нашего ума. Христианское сознание становится зрелым только тогда, когда человек ясно осознал, что время конечно, и нельзя им так распоряжаться, как распоряжаемся мы, беспечно тратя его, кто на что, а главное, если не на что-то, то просто впустую.

И, может быть, в этот самый момент, в эту новогоднюю ночь как раз стоит поразмышлять о потраченном времени. Прошел целый год, и мы еще ближе приблизились к тому моменту, когда для нас времени уже не будет.

Вечность отличается от Времени тем, что только здесь, на земле, мы живем неразрывно с телом, душой и сознанием, распоряжаемся своим временем, как нам того хочется. Самое страшное для нас то, что, перейдя порог Вечности, мы оставляем на этой земле свое тело и уже не можем ничем распоряжаться. Как важно это понять сейчас, и именно это понимание Времени должно быть присуще христианскому сознанию, сознанию каждого человека.

В Вечности, где все статично, мы не сможем изменить себя и свою судьбу, не сможем на нее повлиять, потому что уже не будем располагать временем, ведь тело оставлено здесь, на земле. Туда переходят только сознание и душа до того момента, когда Господь вновь соединит наши души и тела при своем последнем Втором Приходе. А до того часа, как тяжело будет осознавать себя бессильным что-либо сделать, изменить!

Подобное состояние можно почувствовать уже здесь, на земле. Например, какая-нибудь болезнь вдруг делает человека неподвижным. Он все понимает, но помочь себе ничем не может: он не может двигать руками или ногами, не может пойти туда, куда хочет. Случается еще и такое поражение, когда человек даже ни сказать, ни обслужить сам себя не может – страшное состояние! Оно подобно тому, что ждет нас в Вечности.

Как важно нам понять, что Господь находится в Вечности, создав и нас для Вечности. Нужно благодарить Бога за Его величайшее долготерпение. Ведь сколько времени в году мы проводим беспечно, тратя его неблагоразумно, а Господь терпит и ждет нашего обращения, нашего осознания и зрелости. Терпит и смотрит на нас.

Наше отношение к этому величайшему дару детское. Давайте посмотрим, как живет ребенок: утром встал, его покормили, дальше он занялся игрушками, машинками, куклами, потом поспал, затем опять поиграл… Складывается впечатление, что для него время бесконечно. Но это ребенок, это свойственно его детскому сознанию. Большинство же современных людей, как ни странно, живет в подобном детском сознании. Они живут здесь так, будто будут существовать на земле вечно. Эти великовозрастные дети заняты чем угодно только не тем, чтобы подумать о главном. Вот такое ослепленное сознание современного человека! А ведь Время – это величайший дар, отпущенный Господом. Надо помнить, что оно течет потоком и имеет такое свойство – заканчиваться в одно мгновение.

Бог вручил человеку Время, а он убивает его всей этой бесчисленной пошлой, низкопробной индустрией развлечений. Информационная среда, пресса убаюкивают сознание, призывая увлечься жизнью, выжать из нее все, решать жизненные проблемы, заниматься множеством разных дел, но только не своей собственной судьбой. Это как раз говорит о детскости сознания. Но вы понимаете, что свойственно детскому сознанию, то и прилично образу ребенка. Только как же выглядит это великовозрастное дитя, которое, увлекшись жизнью, созидает и творит все что угодно, кроме своей собственной судьбы. Нужно подумать о том, чтобы Господь избавил нас от этой жуткой слепоты, уродующей образ взрослого человека.

Главное, чтобы в эту новогоднюю ночь грохочущие повсюду салюты и фейерверки не затмили свет той Рождественской Вифлиемской звезды, которая указывала путь ко Христу волхвам, и которая должна в последующие дни воссиять и над нами. В настоящее время этой звездой является  наша святая, основанная Господом, православная церковь. Вифлиемская звезда светила с неба на землю, указывая дорогу. Луч света  новой Звезды Христовой, которую Он стяжал своей кровью и любовью, направлен с земли на небо, указывая нам с вами путь в Царство Господа.

Как важно, чтобы  в эту новогоднюю ночь чувство предрождественской радости не покинуло нас. Удивительно, ведь эти два праздника находятся совсем близко друг от друга, но с рождением Спасителя начинается новая эра, новая эпоха. Господь пришел, чтобы изменить мир, возродить нас,  сделав сопричастниками радостной божественной жизни. Как можно праздновать новый год без Него?! Без того, кто пришел нас осчастливить, сделав для этого все: воплотился в человека, явив миру Свою любовь, оставив все спасительные повеления для нас?! Он и сейчас продолжает стучаться в наши сердца. Так, может быть, в эту новогоднюю ночь, стоит открыть стучащемуся Христу наши души и сердца, а не просто в очередной раз с размахом отметить новый год?

Церковь ведь не против торжества, она против слепоты и бессмыслицы. Люди неверующие поздравляют друг друга с Новым годом, и как принято говорить, с новым счастьем. А на самом деле, с чем они поздравляют?! С тем, что стали на 365 дней ближе к своему небытию?.. Вот почему празднование в кругах неверующих порой бессмысленно и глупо. Воистину это так. Но в осмыслении христианском оно имеет смысл. Мы благодарим Господа за то, что этот год Он терпел нас, и своим терпением дает нам еще время. Он ждет, что, может быть, в этом наступающем году мы сделаем что-то, что приблизит нас к Нему, к нашему спасению.

Поэтому возблагодарим Его за все и еще раз попросим, чтобы сделались трепетными наши сердца, чтобы мы распоряжались Временем, которое Он дал нам в руки, так, как того требуют наша совесть и христианский ум. Чтобы в нас был ум, просвещенный Богом, и чтобы это Время не просто прожить бесплодно, прожечь или убить его…

Хотелось бы, чтобы в эту ночь мы по-христиански провели это время, возблагодарив Бога за все. И давайте постараемся, чтобы в наступающий праздник Рождества мы пришли к Богомладенцу, ощутив Его заботу о нас сейчас здесь, на земле. Ведь сколько Он для нас делает, и как важно нам это увидеть и понять! Дай Бог, чтобы наше сознание было по-христиански зрелым, чтобы мы с искренней благодарностью отнеслись к Его терпению и благодеяниям, ведь неизвестно, что после Нового года нас ожидает. Для кого-то этот праздник может стать последним, и он услышит уже трубы Ангелов, а не бой курантов. Мы должны это ясно осознавать. И в этом христианском понимании поблагодарить Господа за все, попросив Его спасти нас, пробудить, если мы пребываем в лености. Попросить, чтобы новый наступающий год послужил духовным пробуждением к нашему спасению и спасению наших близких и Отечества. Спаси всех, Господь!



 

Православный календарь



Фото месяца

Мать и дитя

Мать и дитя


Как получить пользу от духовника    Чистая правда о православных священниках

молитвы, молитвослов, акафисты, псалтирь   Православная энциклопедия

http://www.elohovosobor.ru/sites/default/files/pixelart2.gif Школа Звонарей. Колокола, обучение, звонари

группа сайтов ПЕРЕЖИТЬ.РУ Яндекс.Метрика

Введите ваш запрос для начала поиска.